SAE — классификация масел по вязкости

Современный мир производителей моторных масел предполагает различные способы и методы классификации моторных масел. Один из них, самый распространенный, — SAE — классификация моторных масел по вязкостиSAE классификация включает в себя набор изменений характеристик вязкости масла в зависимости от изменения температуры, и определяет совокупность таких показателей как:

  • динамическая вязкость масла
  • кинематическая вязкость масла

К этому списку, наверно, не помешает добавить собственно вязкость масла, и обратить внимание читателя, что все эти показатели привязаны к температуре тестируемого моторного масла. Прошу не путать с температурой двигателя, это абсолютно разные показатели. Например, если датчик температуры двигателя покажет 120°С — это повод для паники водителя, но для моторного масла — это рабочая температура. Но мы говорим о SAE — классификации моторных масел, потому «вернемся к нашим баранам».

Что именно нужно знать о классификации SAE? Зачем, вообще, нужна SAE классификация? Можно-ли самому определить нужную для Вашего мотора вязкость моторного масла?

SAE-классификация — это что? Или «О чем говорит SAE»

Обо всем — по порядку. SAE — это Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров. Организована в далеком 1911 году. С тех пор SAE — единственная общепринятая международная организация, классифицирующая масла по вязкости (или «вязкостным характеристикам»). Согласно классификации SAE J 300 APR 97 «устаканен» максимум для показателя динамической вязкости при отрицательной температуре и минимум для показателя кинематической вязкости при 100°С. Это для «зимних» классов. Их шесть — SAE 0w, SAE 5w, SAE 10w, SAE 15w, SAE 20w, SAE 25w (в аббревиатуре присутствует «w»). Для «летних» (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60) масел SAE классификация «застолбила» максимальное значение для кинематической вязкости при100°С, и минимум для динамической вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-?.

Всесезонные масла, а таких сейчас большинство, согласно SAE классификации, соответствуют аналогичным показателям «зимних» и «летних» масел одновременно. Ясное дело, всесезонность — это возможность применять данное масло и зимой, и летом. В аббревиатуре присутствуют оба показателя, например, SAE 5w30, SAE 10w40, SAE 15w40, SAE 0w20. Цифры указывают на вязкость масла. Чем выше показатель, тем выше вязкость. Показатели вязкости таких масел очень слабо меняются от изменения температуры. То есть, при низкой температуре масло остается достаточно текучим, а при высокой сохраняет свою вязкость, не разжижаясь полностью. Достигается такое соотношения путем использования синтетических основ масла, или добавлением специальных присадок.

SAE-классификация. Мифы и реальность

Бытует мнение, что цифры в маркировке масла, определяющей классификацию SAE (SAE 5w30, SAE 10w40), указывают на нижний и верхний предел температуры окружающей среды, при которой можно применять данное масло.

Тогда вопрос. При каких температурах можно применять масло SAE 0w20? Согласно вышесказанному диапазон температур где-то в районе -40+20. А при +30 — мотор просто застучит? Или сразу заклинит? И это на высококачественном, синтетическом, суперсовременном моторном масле для суперновых двигателей? Бред, ей-богу!!!

Где-то на сайте я уже писал об этом. И даже приводил пример, как вычислить нижнюю возможную температуру для того или иного масла по SAE. Да, нижнюю (морозную) определить можно. Чисто теоретически и очень приблизительно. Ведь классификация SAE определяет минимальные значения. А в реальности честные показатели прокачиваемости масла и проворачиваемости двигателя (именно так называется показатель, который зачастую называют «зимним» в классификации SAE) можно узнать только из характеристик моторного масла производителя.

SAE-классификация для моего авто. Как подобрать?

Напоследок пара слов о том, можно-ли определить или подобрать вязкость масла по SAE самостоятельно. У меня на этот счет, есть два предложения.

Первое. Подбирая вязкость для своего двигателя Вы руководствуетесь сервисной книжкой автомобиля. Обычно этого хватает, и нет смысла «мудрить» дальше. Поверьте, если производитель Вашего двигателя рекомендует масло классификации SAE 5w40 — лейте SAE 5w40. На заводе Ваш мотор хорошо «погоняли» на разных режимах, и экспериментальным путем определили необходимую вязкость масла по классификации SAE именно для Вашего мотора. Без разницы, сколько он «пробежал».

И второе предложение. Покупаете масла всех вязкостей SAE, которые Вам улыбаются больше всего. И проводите эксперимент самостоятельно. Очень неплохой вариант поучиться на своих ошибках. Подходит в том случае, если Ваша машина Вам больше не нужна.